Здравствуйте, автолюбители и другие участники дорожного движения. Рассмотрим, какие изменения в законодательстве произошли в феврале 2010 года. Сначала обратим внимание на приказ под номером 25 министра МВД Рашида Нургалиева об отмене так называемой «галочно-палочной» системы, которая проходит в рамках реформы МВД. В своей основе «галочно-палочная» система состояла из трех частей: количественные показатели (например, число совершенных, раскрытых или предотвращенных правонарушений), ожидаемое изменение этого показателя (рост или снижение) и его вес в оценке деятельности какого-либо правоохранительного подразделения. Были и ведомственные вариации. Так, в ГАИ-ГИБДД палочную систему дополняет план по правонарушениям: сколько, например, нарушений скоростного режима, выездов на встречную полосу и т. д. должно произойти в следующем месяце. Абсурдность такого плана (как можно планировать противоправные действия водителей?) только кажущаяся. На самом деле под него инспектора получают бланки протоколов, и они обязаны оформить определенное количество нарушений каждого вида. Хотя на самом деле, полностью палочную никто не отменял, изменились лишь показатели системы оценки.
Давайте рассмотрим основные из них, относящиеся к деятельности подразделений Госавтоинспекции
Транспортный риск количество лиц, погибших в результате ДТП, на 10 тыс. транспортных средств (год);
Социальный риск количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 тыс. населения (год);
Состояние аварийности количество ДТП на 10 тыс. транспортных средств (год);
Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 пострадавших;
Концентрация дорожно-транспортных происшествий количество мест концентрации ДТП (год);
Аварийность из-за нарушения правил дорожного движения «молодыми» водителями: количество ДТП из-за нарушений ПДД водителями транспортных средств, зарегистрированных в данном регионе, со стажем управления до трех лет, на 10 тыс. транспортных средств;
Детский дорожно-транспортный травматизм количество несовершеннолетних, погибших в результате ДТП;
Качество подготовки административных материалов доля постановлений о прекращении дел об административных правонарушениях в расчёте на 100 постановлений (ст. 11.21, ст. 11.22, ч.ч. 2 и 4 ст. 12.2, ч.ч. 1 и 2 ст. 12.4, ч.ч. 3-6 ст. 12.5, ч. 2 ст. 12.7, ст. 12.8, ч. 4 ст. 12.9, ч.ч. 1 и 3 ст. 12.10, ч. 4 ст. 12.15, ч. 2 ст. 12.17, ч.ч. 1 и 2 ст. 12.211, ч. 1 ст. 12.212, ст. 12.24, ст. 12.26, ч.ч.2 и 3 ст. 12.27, ч. 1 ст. 19.5, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ), полученных из судов;
Количество задержанных (установленных) транспортных средств, скрывшихся с мест совершения ДТП относительный показатель – количество задержанных (установленных) транспортных средств, скрывшихся с мест ДТП, в расчёте на 100 ДТП, с мест которых транспортные средства скрывались;
Розыск похищенных и угнанных транспортных средств относительный показатель - количество выявленных преступлений, предусмотренных ст. 158, ст. 166 УК РФ, в расчете на 100 преступлений данной категории, зарегистрированных в отчетном периоде.
Итак, подведем небольшие итоги: Из положительного отметим, что больше нет показателя по количеству оформленных протоколов, т. е. теперь нет плана, что в месяц за встречку надо выписать столько-то протоколов, за скорость столько-то. Из отрицательного можно отметить то, что в пункте 8 отсутствуют распространенные статьи как 12.5 ч1 (например, тонировка) и 12.15ч3 (выезд на встречную полосу связанный с поворотом или разворотом.) Следовательно, протоколы по этим статьям инспекторы могут выписывать сколько угодно, за это их не накажут.
Далее обратим внимание на изменения в 185 приказе, он же Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения...
Регламент в прежней своей редакции отчасти раскрывал все тонкости скрытого патрулирования. Но многие позиции этого дела в нем не были прописаны, зато они были озвучены в наставлении по дорожно-патрульной службе. К сожалению, второй документ был обременен грифом "Для служебного пользования". Поэтому он нигде не публиковался в открытом доступе, а умные, но недобросовестные инспекторы этим пользовались. В итоге человека на дороге мог остановить неизвестно кто, имеющий светящийся жезл, а последствия этого приходилось расхлебывать криминальной милиции.
Поправки в административный регламент убрали "недоговоренности", в документ вошли те пункты, которые предназначались только для служебного пользования.
Теперь четко прописано, что при контроле за дорожным движением автомобиль со спецокраской должен стоять таким образом, чтобы все его видели и могли предотвратить нарушение. Если инспекторы принимают меры, чтобы скрыть окраску или спецсигналы от участников движения - это нарушение административного регламента. Главная задача сотрудников ГИБДД, как не раз заявлял начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов, предотвратить нарушение, а не ловить нарушителей.
В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудники ДПС должны нести службу на освещенных участках дороги и иметь при себе светящийся жезл и светоотражающее снаряжение.
Стоит заметить, что скрываться от водительских взоров сотрудникам ДПС разрешается при условии, что контроль осуществляется средствами фотовидеофиксации нарушений. Но это при тех обстоятельствах, когда видимость ограничена естественными переломами рельефа, поворотами и элементами обустройства улично-дорожной сети. Простыми словами, за остановками прятаться им все-таки разрешается.
При контроле инспектор вправе открыть багажник, который может загородить вид на спецокраску и спецсигналы машины, только в том случае, если прибор у него установлен в багажнике. И то только тогда, если этот прибор работает в автоматическом режиме.
Если же контроль за дорогой ведет наряд на патрульном автомобиле без спецокраски, то останавливать нарушителя он не может. Это тот самый пункт, которого раньше вообще не было в регламенте, зато он был в наставлениях по дорожной службе. Теперь его перенесли в документ для общественного использования. При таком контроле этот наряд должен работать либо вместе с постом ДПС,пешими постами, либо с нарядами, которые работают на автомобилях со спецокраской. И только они могут остановить гонщика и оформить административное правонарушение.
Также регламент сильно поправили в пользу следователей СКП, работников прокуратуры, судей и иных неприкосновенных лиц. Теперь инспектор ДПС не имеет права оформить на них протокол за выезд на «встречку», направить на медосвидетельствование и прочие подобные мелочи. Он лишь должен сообщить дежурному и составить рапорт своему руководству. В случае если кто-то из вышеуказанных лиц нетрезв, то задача автоинспектора "принять меры к прекращению дальнейшего движения транспортного средства" Каким образом это он должен это сделать - не расписывается.
Правда хочу отметить, что не всем такое нововведение понравилось и правозащитники из общественного движения "Свобода выбора" обратились в Верховный суд, требуя признать незаконной часть нового административного регламента МВД, запрещающую сотрудникам ГИБДД задерживать прокуроров, следователей и судей, даже если те находятся за рулем пьяными.
Еще один момент новых поправок. Теперь более четко прописаны все можно и все нельзя в отношении иностранных лиц. Так, например, определено, что сотрудник ДПС имеет право проводить осмотр транспортного средства только на основании ориентировок. Все требования, которые могут быть расценены как обыск или досмотр, например, "откройте капот или багажник", недопустимы. Надо напомнить, что в той части административного регламента, которая не подверглась изменениям, четко прописана разница между осмотром и досмотром. Даже сверка номеров кузова, двигателя или идентификационного номера - это уже досмотр. А досмотр в отличие от осмотра должен проводиться в присутствии понятых и с составлением соответствующего протокола.
Следующая новость коснется так называемого «колхозного ксенона».
Напомним что «колхозным ксеноном» называются недорогие газоразрядные лампы, обычно китайского производства, установленные в блок-фару предназначенную для галогеновых ламп. Сейчас они пользуются большой популярностью среди молодежи. Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России на официальном сайте ГИБДД дал разъяснения об использовании таких "ксеноновых" фар.
В связи с многочисленными обращениями граждан, поступающими по вопросам использования на транспортных средствах фар с газоразрядными источниками света ("ксеноновыми лампами"), Департамент ОБДД МВД России разъясняет следующее.
В настоящее время на автотранспортные средства устанавливаются фары следующих официально утвержденных типов:
С – ближнего, R – дальнего, СR – двухрежимного (ближнего и дальнего) света с лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
HС – ближнего, HR – дальнего, HСR – двухрежимного света с галогенными лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
DС – ближнего, DR – дальнего, DСR – двухрежимного света с газоразрядными источниками света (Правила ЕЭК ООН № 98, ГОСТ Р 41.98-99).
Соответствующая маркировка, обозначающая тип фары (внешнего светового прибора), а также знак официального утверждения (состоит из круга, в котором проставлена буква "Е", за которой следует номер страны, предоставившей официальное утверждение, и номера официального утверждения) наносится на рассеивателе фары и на корпусе фары, если рассеиватель может быть от него отделен.
Обозначение категории галогенных ламп накаливания, приведенное на их цоколе или колбе, начинается с буквы "Н". Газоразрядные источники света, маркировка категории которых, указанная на цоколе, начинается с буквы "D", в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН № 99 и ГОСТ Р 41.99-99 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения газоразрядных источников света для использования в официально утвержденных газоразрядных оптических элементах механических транспортных средств" предназначены для использования только в фарах типов DC, DR, DCR.
В соответствии с разъяснениями ФГУП "Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования" (НИИАЭ) использование во внешних световых приборах источников света, не соответствующих типу данного светового прибора, нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения вследствие целого ряда физических (габариты искрового разряда, длина волны, угол рассеяния отраженного излучения) и технических (класс отражающей поверхности рефлектора, наличие на транспортном средстве автоматического корректора светового пучка и омывателя фары) факторов.
Таким образом, применение в фарах, предназначенных для использования с лампами накаливания, в том числе галогенными, газоразрядных источников света следует квалифицировать как несоответствие режима работы внешних световых приборов (совокупность технических характеристик фар, соответствующих тому или иному светораспределению, обеспечивающему безопасность дорожного движения в зависимости от дорожной ситуации и метеоусловий) требованиям конструкции транспортного средства.
Исходя из этого, управление транспортным средством с фарами, предназначенными для использования с лампами накаливания, в которых установлены газоразрядные источники света, должно квалифицироваться сотрудниками Госавтоинспекции как административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ (режим работы световых приборов не соответствует требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения). Эксплуатация транспортных средств запрещается в порядке, предусмотренном частями 2, 21, 4 статьи 27.13 КоАП РФ (со снятием государственных регистрационных знаков).
При выявлении фактов установки световых приборов, режим работы которых не соответствует требованиям Основных положений, возбуждается дело об административном правонарушении по части 1 статьи 12.4 КоАП РФ.
Учитывая невозможность изъятия в ряде случаев приборов (источников света), явившихся орудием административного правонарушения (темное время суток, участки дорог вне населенных пунктов), в порядке, предусмотренном статьей 27.14 КоАП РФ, должны предприниматься меры по аресту указанных вещей.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ, отнесено к компетенции судов. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией соответствующих световых приборов.
Но представитель Межрегионального общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов" в Самарской области Сергей Слюсарев считает, что лишать водителей права управления из-за ксеноновых фар незаконно. Он готов оспаривать в судебном порядке решение госавтоинспекции, считая, что вместо лишения водительского удостоверения на срок от шести месяцев до года и снятия номеров, максимальное наказание за "ксенон" должно быть в размере 100 рублей. Вместе с тем Сергей Слюсарев согласен с тем, что фары с газоразрядными источниками света ярче, чем лампы накаливания:
"Я считаю, что ксеноновые лампы устанавливать нельзя, если это не предусмотрено, но наказание должно быть в соответствии с законом соизмеримо, то есть лишать права управления от 6 месяцев до одного года, я считаю, неприемлемо и не по закону. Сейчас решается вопрос о написании заявления в Генеральную прокуратуру от Комитета по защите прав автомобилистов, чтобы она отреагировала на данное разъяснение ГАИ и будем помогать автомобилистам, которых привлекут к ответственности на основании данного разъяснения".
Также Сергей Слюсарев не исключает, что позиция ГАИ и лишение прав за "ксенон" может спровоцировать массовые акции протеста автомобилистов, сообщает служба новостей радиостанции "Август".
На данный момент это все изменения в законодательстве в феврале 2010 года. До скорых встреч. Удачи на дорогах!
Материал любезно предоставлен Клубом защиты прав автолюбителей и автомобилистов, сайтом tltcops.ru.